Приходы

Храм святителя Николая Чудотворца

225230, Берёзовский район, д. Первомайская, ул. Красноармейская, д. 1А.

Телефоны: +375 (1643) 5 86 94

Настоятель - иерей Прищепов Георгий Константинович.

Историческая справка Свято-Николаевского храма д. Первомайская

Богатую историю христианской веры имеет земля блуденская. Об этом мы узнаем из книги Здиковского «Православие в Брестской и Гродненской земле», которая была издана в 1888 году. В книге упоминается о селе Блудень в 1638 году (нынешняя д. Первомайская) и о наличие здесь греческой (христианской) веры. Это прямое доказательство того, что уже в XVII веке на территории Блудня существовали православные церкви. Еще в литовской метрике упомянуто, что 6 декабря 1838 года в Блудне отмечался престольный праздник в канун святого Николая. Таким образом, Православная вера в деревне существовала уже в XVII веке, но факты существования церквей на территории села относятся только к концу XVIII века.

В дооктябрьский период в селе Блудень мирно соседствовали как еврейская синагога (нынешнее здание почты), так и православные храмы. Православных верующих было больше, поэтому и церквей строилось больше. В Блудне в ХIХ веке было 4 церкви и 1 часовня. Самая большая из них, расположенная на сельском кладбище, упоминается Здиковским в газете «Церковные ведомости» в 1803 году. Это была деревянная церковь архангела Михаила. Об этой церкви больше никаких сведений нет, а уже к концу ХIХ века упоминается церковь Александра Невского, построенная на кладбище.

В 1872 году была построена железная дорога, на территории деревни открыта станция Погодино (ныне Берёза-Картузская). Рядом со зданием станции построены две небольшие церкви. Одна из них носила имя Святой Троицы, как называлась вторая неизвестно. Службы в этих церквях проводились не всегда, а по необходимости и просьбам людей, так как поезда на станции стояли долго, их заправляли углем и водой, машинисты отдыхали, пассажиры могли заказать службу в одной из церквей.

Недалеко от железнодорожного переезда, как обычно, в начале деревни, возвышался крест и рядом находилась небольшая часовня.

Хотя церквей было 4 и одна часовня, все основные службы проходили в храме Александра Невского. Эта церковь была освящена в начале осени, поэтому и получила такое название (в преддверии праздника Святого Александра).

Приход церкви был немалый, сюда входили деревни: Блудень, Тихны, Светоч, Карпеши, Порослово, Нивищи.

В 1884 году благочинным Селецкого округа был назначен протоиерей Михаил Скабалланович, до этого он, как и его отец Илья и брат Александр, был священником Блуденских церквей. В книге «Путешествие Владыки» упоминается о посещении Блудня Его Преосвященством в 1889 году и награждением М. Скабаллановича за особые заслуги в возрождении церкви орденом Святой Анны 2-ой степени.

В это время церковная земля считалась святой. На ней не разрешалось пасти скот, пахать землю, т.е. использовать ее для бытовых нужд. Поэтому знаменитый род священников Скабаллановичей и по сей день покоится на церковной земле.

Так как приход церкви Александра Невского был немалый, вероятнее всего возникла необходимость строительства нового храма.

Первый камень был заложен и освящен в канун памяти святителя Николая в 1903 году на территории, расположенной напротив часовни и креста деревни, поэтому церковь была названа Свято-Николаевской. Построена она была в виде корабля, очень высокая, в 3 этажа, сделана была из камня. Возвышаясь над деревней, вызывала восторг у жителей, т.к. такого красивого здания в деревне ранее не было.

Верхний этаж служил колокольней, там размещался колокол весом 2 тонны (нынешний колокол весит 140 кг).

Уже в 1903 году в новой церкви начались богослужения, священником был Михаил Ильич Скаллабанович. В 1905 году его сменил отец Антоний Ковалевский.

В таком величии храм простоял недолго, т.к. в годы первой мировой войны (в 1914 году) был значительно разрушен во время военных действий. Среди жителей началось большое отчаяние и паника, большая половина населения покинула деревню, уезжали в Россию, «в беженцы». Восстанавливать храм было некогда и некому. Службы стали проходить в церкви Александра Невского. В частично уцелевшей Свято-Николаевской церкви был открыт продовольственный склад.

В полуразрушенном состоянии церковь простояла 8 лет, восстановление ее началось в 1922 году и закончилось в 1938 году. Это уже было здание из красного кирпича, по размерам значительно меньше прежнего, одноэтажное с колокольней (теперешний вид). А через год после открытия храма, в сентябре 1939 году, церковь снова подверглась испытанию: была разрушена колокольня, сброшен 2-тонный колокол. При ударе о землю он разлетелся на части. Большое количество людей собралось у храма, когда сбрасывали колокол. Со страхом и удивлением наблюдали они, как местные активисты во главе с жителем деревни Макаревичем В. П. сбрасывали колокол.

Деятельность церкви снова была прекращена. В здании церкви оборудовали пекарню, в которой пекли хлеб для солдат Красной Армии. Священника Виталия Ковалевского (преемника А. Ковалевского) отправили грузить бревна на пилораму железной дороги. С начала Великой Отечественной войны церковь снова была открыта и больше не закрывалась. В 1941 году, был освящен антиминс Высокопреосвященнейшим Алексием в честь святителя Николая. В годы войны жители спокойно посещали богослужения.

Во время наступления советских войск при освобождении района от немецких захватчиков в июле 1944 года ожесточенные бои происходили за железной дорогой, в районе сельского кладбища. Церковь Александра Невского частично уничтожена, рвущиеся снаряды долетали до кирпичных стен Свято-Николаевской церкви, частично разрушили их (эти следы видны и теперь).

Среди защитников были и большие потери, похоронить убитых воинов на территории кладбища было невозможно, т.к. там стояли орудия и велась атака. Поэтому жители захоронили погибших рядом со Свято-Николаевской церковью. И сейчас на территории храма есть братская могила, надпись на которой гласит: «Бойцам, погибшим в боях за деревню Блудень летом 1944 года». Рядом имена тех, кто здесь захоронен (20 человек). В эти дни здесь же хоронили жителей деревни.

После военного лихолетия богослужения проходили только в Свято-Николаевской церкви, поскольку церковь Александра Невского пришла в негодность.

Итак, говоря о деятельности храма нельзя не упомянуть и о священнослужителях церкви.

Отец Виталий Ковалевский прослужил в церкви около 25 лет. Именно он грузил бревна на пилораме с 1939 по 1941 годы, а с приходом немцев был подвергнут с их стороны серьезным подозрениям на принадлежность к еврейской нации. Но расстрелян не был, т.к. был поляком по национальности.

Протоиерей Николай Николаевич Муйвит был назначен настоятелем Свято-Николаевской церкви в 1968 году. Отец Николай был, по воспоминаниям прихожан, очень высококультурным, образованным человеком, имел музыкальное образование, играл на скрипке, служил в царской армии офицером, закончил Виленскую духовную семинарию, служил в Свято-Духовом монастыре при семинарии.


В 1984 году указом митрополита Минского и Слуцкого Филарета на должность настоятеля выше упомянутого храма назначен протоиерей Николай Садовский, и вместе с его приездом началось новое возрождение храма. Возведен купол, полностью перекрыта крыша, построена церковная библиотека, выкопан колодец. Внутри храма обновлен иконостас, на потолке сделаны росписи из библейских сюжетов, приобретено новое церковное имущество. А самое, пожалуй, главное, что после шестидесятилетнего отсутствия, отцом Николаем приобретен и воздвигнут опять на колокольню колокол, который был отлит в г. Воронеже.


Фотогалерея

Положение на карте:


Официальный сайт Берёзовское благочиние