Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
ХХ век поистине стал для нашей Церкви веком мучеников и исповедников, пострадавших в годы богоотступничества, гонений, попрания святынь нашей Православной Веры. И прославлен он был целым сонмом людей, которые, руководствуясь словами апостола Павла «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14, 8), не пожалели своих жизней ради Церкви Христовой, ради Святого Православия. Их подвижническая жизнь и мученический подвиг – на все времена видимый пример для потомков, их молитвы пред престолом Божиим – великая милость, их прославление – торжество для всей полноты Православной Церкви.
Священномученик Сергий Федорович Флоринский родился в Суздале в семье священника. После окончания Владимирской семинарии работал в Яксаевском земском училище Суздальского уезда, а в 1900 году, распоряжением отца протопресвитера военного и морского духовенства, определен на вакансию священника к церкви 151-го пехотного Пятигорского полка. Здесь он своим ревностным служением и прекрасными человеческими качествами снискал любовь и уважение у всех солдат и сослуживцев.
В 1917 году отец Сергий переведен на священническую вакансию в 29-й полевой госпиталь, который располагался в Эстляндии, в городе Везенберге (современный Раквере), где и принял мученическую кончину.
Синодальная Комиссия по канонизации святых, рассмотрев благочестивую жизнь и пастырское служение протоиерея Сергия и удостоверившись в его подвиге как мученичестве за Христа, не нашла препятствий к его канонизации.
Настоящим определяем:
Предстательством и молитвами священномученика Сергия Господь да укрепит веру православных христиан и ниспошлет им Свое благословение.
Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.
Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).
Постановили:
По благословению и под руководством высокопреосвящен-нейшего Корнилия, митрополита Таллиннского и всея Эстонии, 2 июля 2003 г. на месте захоронения священномученика Сергия на центральном кладбище г. Раквере были произведены раскопки. Раскопки состоялись в день памяти апостола Иуды, брата Господня, и святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси.
В раскопках принимали участие: священник Александр Лебедев (настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере), священник Борис Мерлин (настоятель Свято-Троицкого храма г. Тюри), священник Николай Терентьев (благочинный Ида-Вируского уезда, настоятель храма г. Силламяэ), священник Виталий Гаврилов (настоятель храма иконы Божией Матери «Нарвской» в г. Нарве), священник Алексий Колосов (настоятель прихода великомученика Пантелеимона г. Палдиски), диакон Андрей Килин (Нарвский Собор Воскресения Христова), Сергей Беляев (археолог, старший научный сотрудник Института Общей Истории РАН), комиссия от городской управы г. Раквере в составе 4 человек.
Раскопки начались в 9.45 утра. Отслужили молебен святому и при непрерывном чтении священниками Евангелия производили раскопки. Работа шла медленно в связи с наличием большого количества корней от растущих рядом деревьев. Некоторые корни приходилось рубить или пилить достаточно долго. Изначально было опасение, что захоронения людей, памятники которым находились рядом с могилой священномученика, могут оказаться над захоронением святого. Однако, уже через некоторое время стало ясно, что эти опасения не оправдались, т.к. грунт был однородный, без следов примесей позднейших захоронений.
В 11.40 в земле, вынутой из могилы обнаруживается большая щепка от гроба с украшениями. Начали копать очень осторожно, чтобы не повредить гроб.
Около 13.00 дошли до верхней части гроба и начали обкапывать его по бокам. Вскоре все присутствующие стали свидетелями благодатного благоухания, распространившегося вокруг могилы священномученика Сергия.
В 14.30 археолог Сергей Алексеевич Беляев спускается в могилу и осторожно начинает снимать верхний слой грунта над гробом. Ему помогают трое священников, которые шпателем и кисточкой, а позднее и руками, с трех сторон очищают мощи.
В 15.15 расчистили изображение херувима на крышке гроба.
Между 15.30 и 16.00 произвели основную очистку верхней части захоронения. Глазам присутствующих открывается рука священномученика с крестом. Видны части облачения на теле, вырисовываются контуры головы. Не остается сомнений, что перед нами мощи священномученика. Владыка Корнилий благословляет пропеть тропарь и величание святому Сергию. Дальнейшую очистку мощей решено провести в храме после их подъема, переноса и просушки.
С 16 часов удлиняли раскопанную могилу для того, чтобы поднять мощи.
В 17.30 подняли мощи на поверхность земли.
18.00 - 18.35: при пении величания святому перевезли святые мощи в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере и установили на горнем месте в алтаре.
В 18.35: молебен перед обретенными мощами священномученика Сергия.
Вечером во всем храме стояло благоухание, подобное запаху мира.
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ! Аминь.
17 июля 2002 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священный Синод постановил включить в состав Собора новомучеников священному-ченика протоиерея Сергия Флоринского, пострадавшего во времена гонений на Церковь в 1918 году.
Священномученик протоиерей Сергий Флоринский похоронен на городском кладбище г. Раквере, могила его сохранилась.
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника церкви святых бессребреников Космы и Дамиана Феодора Флоринского. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя в Яксаевское земское училище Суздальского уезда. По обычаю того времени ряд лет выпускник семинарии Сергий Флоринский преподавал в учебном заведении, и только в 1900 году распоряжением протопресвитера военного и морского духовенства был определен на вакансию священника в церкви 151-го пехотного Пятигорского полка. Получив назначение, он венчается с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью полкового священника лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка – протоиерея Иоанна Смоленского. Через два месяца, 5 марта 1900 года, преосвященным Вениамином (Муратовским), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, Сергей Федорович Флоринский был рукоположен во священника за Божественной Литургией в Исаакиевском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Прямо из Петербурга новопоставленный иерей отправляется на место своего служения, в Гродненскую губернию, в местечко Береза-Картузская, где был расквартирован 151-й пехотный Пятигорский полк.
Этот полк, несмотря на свою молодость, в это время имел уже славную историю. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк отличился в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За взятие Карса 6 ноября 1877 года». После войны полк продолжал нести службу на Кавказе до 1894 года, когда он был переведен в Варшавский военный округ.
С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. Пятигорский полк выделил из себя 7-ю роту, которая отправилась в Маньчжурию. В течение войны полк посылал добровольцев солдат и офицеров на пополнение. Отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.
Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений, но включали в себя проведение бесед с военнослужащими и членами их семей, воспитания в них духовно-нравственных качеств, а на поле боя – ободрение и поддержку. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. При этом полковые священники не всегда находили поддержку среди командования в своей деятельности.
Когда началась Первая Мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденом святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. За свою деятельность отец Сергий снискал также любовь и уважение окружающих. Так, командир полка полковник Д.Л. Ардазиани в своем письме прото-пресвитеру пишет: «...сообщаю Вам, что отец Сергий примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек».
После февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунство окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела не были лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстляндии, в г. Везенберге (г. Раквере) и занимал здание городской гостиницы.
В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о. Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале «по желанию всего состава служащих».
Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск вглубь России Эстляндия была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят.
Когда же власть в Везенберге, как и на большой части Эстляндии, взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных слоев общества.
По делу о. Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.
После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Раквере.
1991 год
Протоиерей Сергий Иванников в списках расстрелянных большевиками в Эстонии людей, которые были опубликованы в журнале «Коммунист», обнаруживает имя православного полкового священника протоиерея Сергия Флоринского, пострадавшего в г. Везенберге (Раквере). Этот журнал протоиерей Сергий передает священнику Владиславу Кумышу.
2000 г., лето
Священник Александр Лебедев, настоятель православного храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере, во время службы панихиды на Троицкую родительскую субботу на центральном кладбище г. Раквере обнаруживает могилу неизвестного священника. На кресте имеется надпись: «протоиерей Сергий Флоринский». Опрос прихожан показывает отсутствие каких-либо сведений об этом священнике, а также времени его жизни. В списках настоятелей храма г. Раквере имя этого священника не обнаружено.
21-23 мая 2001
Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий сообщает, что иерей Владислав Кумыш собрал сведения о расстрелянном в 1918 году в г. Раквере полковом священнике 151 Пятигорского пехотного полка протоиерее Сергии Флоринском.
24 мая 2001 Вознесение Господне
Панихида на могиле протоиерея Сергия Флоринского с прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы.
23 сентября 2001
Посещение высокопреосвященнейшим Корнилием могилы протоиерея Сергия Флоринского и места расстрела в лесу Палермо на окраине г. Раквере.
14 июня 2002
Митрополит Корнилий сообщает, что Комиссия по канонизации вынесла решение о причислении к лику святых протоиерея Сергия Флоринского. Утверждение этого решения ожидается на заседании Священного Синода РПЦ.
15 июня 2002
Митрополит Корнилий дает благословление на подготовку открытия мощей священномученика Сергия (Флоринского).
17 июля 2002
Священный Синод Русской Православной Церкви причисляет протоиерея Сергия Флоринского к лику новомучеников и исповедников Российских.
Июль 2002
Начало работы над иконой священномученика Сергия Флоринского.
Сентябрь 2002
Настоятель православного прихода г. Раквере священник Александр Лебедев встречается в Петербурге с внуком священ-номученика Сергия, профессором истории СПбГУ М.Ф. Флоринским.
11 февраля 2003
Икона священномученика Сергия, написанная иконописцем Еленой Савкиной, передается настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере священнику Александру Лебедеву.
9 марта 2003
Внесение иконы в храм и ее освящение. Молебен святому Сергию Ракверейскому.
2 июля 2003
Обретение святых мощей священномученика на городском кладбище Раквере и перенос мощей в Ракверейский храм Рождества Богородицы.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере
Святые мощи священномученика Сергия Ракверейского покоятся в раке, которая находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Раквере с левой стороны от алтаря.
Каждое воскресенье после Литургии совершается молебен священномученику Сергию перед его святыми мощами.
Богослужения в храме совершаются регулярно: по субботам и накануне двунадесятых и великих праздников в 18.00 - всенощное бдение, по воскресеньям и в праздники в 9.30 - исповедь и часы, в 10.00 - Божественная Литургия.
Храм также открыт ежедневно с 10.00 до 16.00. В это время в храме можно поставить свечи, подать записки на литургию, молебен и панихиду, приобрести иконы и православную литературу, договориться о крещении, венчании или отпевании.
Ежегодные празднования памяти священномученика проводятся 30 декабря и 2 июля (день обретения мощей). В эти дни служится Божественная Литургия, после которой - молебен с крестным ходом вокруг храма. Накануне дней празднования, т.е. 29 декабря и 1 июля, вечером служится всенощное бдение.
Адрес храма Рождества Пресвятой Богородицы: г. Раквере, ул. Таллинна, 17.
Воинства царя земнаго пастырь добрый,/ чада своя на подвиги ратныя укрепляя,/ живот свой за други и отечество полагати тех назидал еси./ Сам же во граде Везенберге даже до крове за имя Господне пострадавый,/ и от Небеснаго Царя венец нетленный приявый,/ священномучениче Сергие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Величание:Величаем тя,/ священномучениче Сергие,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.